Экономика и Жизнь, N37, 2001

 

Интерфейсом к бухгалтеру

Настройкой бухгалтерских программ на изменения в учете занимаются обычно привлеченные специалисты. Часть настроек может выполнить и сам бухгалтер. Для этого ему нужен удобный интерфейс, имеющий визуальный характер.

Визуальные настройки

Понятный инструмент настройки дает бухгалтеру табличный интерфейс, Вся информация представляется в форме таблиц, в том числе и многоуровневых. В таблицу можно добавлять редактируемые и вычисляемые колонки. Она позволяет проводить "групповые операции" над помеченными записями. Для анализа информации данные можно объединять по заданным колонкам с выводом сгруппированных итогов. Кроме того, можно задать, как при изменении значения в одной колонке автоматически будут пересчитаны другие взаимосвязанные с ней колонки. Бухгалтер оперирует названиями колонок таблиц.
Например, в комплексной системе "КомТех", где реализован табличный интерфейс, для задания специфических схем расчета себестоимости оприходования ТМЦ в приходной накладной можно добавить нужные колонки и далее использовать механизм "авторасчет в строке". При его настройке система выводит на экран "дерево" названий колонок, связанных с документом таблиц. Далее необходимые составляющие формулы выбираются из "дерева" мышкой. Для "размазывания" значений по столбцу (например, транспортных расходов) используется механизм распределения суммы пропорционально задаваемому выражению из списка колонок.
Бухгалтерские проводки
Для обеспечения ссылочной целостности информации комплексной системы проводки должны формироваться из первичного документа. В этом случае, находясь в первичном документе, можно вывести протокол сформированных проводок и, наоборот, и журнала хозяйственных операций (ЖХО) можно войти в первичный документ, по которому они были сформированы.
Проводки задаются из справочника групп проводок. Каждая группа может включать одну или несколько взаимосвязанных проводок. Группа проводок может быть задана как в целом по документу, так и по каждому его предмету в отдельности.
Обычно системы поставляются с настроенными справочниками. Но при необходимости изменения или дополнения настройки табличный интерфейс облегчает бухгалтеру эту задачу. Пользователю предлагается экран, разделенный на две части. Сверху приводится список названий колонок исходного документа, а внизу - названия колонок ЖХО. Для установления между ними соответствия нужные колонки "перетаскиваются" мышкой.
Для объединения однотипных проводок по предметам документа мышкой в закладке "Объединение" отмечается, no каким колонкам ЖХО оно будет производиться. Группу проводок можно выбирать для каждого предмета документа по нему всему. Момент формирования проводок определяет бухгалтер. Табличный интерфейс позволяет создавать проводки сразу для группы документов.
Одна из важнейших функций системы - диагностика введенной информации на непротиворечивость. Система должна автоматически сформировать протокол обо всех "точках разрыва". Например, в модуле "Бухгалтерия" той же системы формируется протокол о соответствии прово-док Плану счетов, о недопустимом сальдо на определенных счетах, отсутствии в проводках необходимых аналитических признаков и др.

Автоформирование документов

Дружественная бухгалтеру настройка - формирование на основе одного документа или отчета комплекта других документов. Их состав может каждый раз изменяться. Настройка аналогична настройке бухгалтерских проводок. В верхней части экрана приводится список названий колонок исходного документа, а в нижней части - итогового документа. Система "помнит", какие документы и на основе чего были получены, а соответствие колонок исходного и итогового документа устанавливается мышкой. Находясь в новом документе, можно "войти" в исходный.
Бывает, необходимо настроить новые формы вывода на печать. Документ представляется в виде заголовка, "хвостовика" и таблицы. Мышкой можно добавить в нужное место текст, вычисляемое значение, линию, рисунок и другие объекты. В таблице определяется, какие колонки будут печататься, а какие - нет. Можно добавить и новую колонку, задав, как будут рассчитываться ее значения.

Взаиморасчеты до проводок

Имея в системе табличный интерфейс, бухгалтер может настроиться на один из вариантов взаиморасчетов - по каким первичным документам и журналам и по каким колонкам из них изменяется дебиторская (кредиторская) задолженность. Акты взаиморасчетов можно получить еще до записи проводок. Например, отгрузка по накладной, даже когда проводки не сформированы, покажет в акте взаиморасчетов увеличение дебиторской задолженности по данному партнеру. Акт выверки взаиморасчетов по выбору пользователя может содержать ссылки на первичные документы, включать кредитную историю с партнером по дням.

Многомерная классификация

Большие справочники (номенклатура ТМЦ, партнеры) требуют классификации. Целесообразно представлять их иерархически в форме "дерева". Число ветвей и уровень вложенности задается мышкой. Пользователь добавляет нужное число своих "деревьев". Например, справочник партнеров можно классифицировать по характеру взаимоотношений, местоположению, кредитоспособности и т.д. Такой подход позволяет быстро искать нужную позицию, а в отчетах группировать результаты по выбираемому классификатору.
Если система предоставляет бухгалтеру удобный табличный интерфейс, как, например, в комплексной системе "КомТех", то он может самостоятельно настраивать ее на различные схемы учета. Тогда можно утверждать, что система ориентирована на бухгалтера.


A.Е.Народицкий,

фирма "Бухгалтерия КомТех", www.comtec.ru